История Государственного пожарного надзора


Ежегодно 18 июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник - День создания органов государственного пожарного надзора, которому в этом году исполняется 90 лет.

Федеральный государственный пожарный надзор МЧС России ведет свою историю с момента подписания 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР». Проект этого положения был разработан на Всероссийском совещании пожарных в мае 1926 г. На вновь созданные органы Госпожнадзора были возложены функции разработки противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения, надзор за состоянием пожарной безопасности организаций, техническая нормализация пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования, руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации, рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.

В мае 1926 г. было созвано Всероссийское совещание пожарных, на котором обсуждены вопросы улучшения пожарной безопасности, в частности, представлен проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», который был утвержден 18 июля 1927 г.  Данное Положение определило основные задачи и правовое положение работников государственной инспекции, которые выявляли нарушения, требовали от руководителей объектов незамедлительных мер по предупреждению и ликвидации возгораний, а тех, кто уклонялся от такого рода работы, по решению НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР привлекали к административной или уголовной ответственности.

В мае 1935 г.органы государственного пожарного надзора получили полное право производства расследования по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил, они все эти годы активно участвовали в предварительных расследованиях, помогая органам прокуратуры, накапливали опыт уголовно-процессуальной деятельности.

Сотрудниками государственного пожарного надзора проводилась активная работа по пропаганде пожарной безопасности среди населения, по повышению престижа профес­сии пожарного.

Социальные корни причин возникновения пожаров - небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство  к 1941 году были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: количество пожаров значительно снизилось.

С первых дней войны проводилась гигантская пожарно-профилактическая работа. Во всех крупных городах очищались от сгораемых материалов чердаки жилых, общественных, производственных зданий, ненужные деревянные постройки, ветхие строения, заборы разбирались и сносились.

В дальнейшем, уже в 50-60-х годах, когда руководством страны был взят курс на качественное перевооружение армии, специальным подразделениям были переданы под охрану объекты атомного судостроения, ракетно-космической и авиационной промышленности, промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии. В то время, нормативная база в области пожарной безопасности подобных предприятий практически отсутствовала. Пожарная опасность технологических процессов производства новых видов военной техники и вооружения не была исследована. Сведения о пожарной опасности обращающихся веществ материалов, способах их тушения были очень скудными. Все это приходилось компенсировать жестким контролем за соблюдением требований противопожарного режима. Используя накопленный опыт, при непосредственном участии сотрудников государственного пожарного надзора создавалась нормативно-техническая база, регламентирующая вопросы обеспечения пожарной безопасности на объектах военно-промышленного комплекса страны и их противопожарной защиты, разрабатывались правила пожарной безопасности, учитывающие специфику и особенности деятельности предприятий, внедрялись новые автоматические средства пожаротушения и огнетушащие составы.

С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад.  Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, резко снизило эф­фективность работы при осуществлении фун­кций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства явились причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации.

В начале 90-х годов по инициативе ГУГПС МВД России была организована работа по созданию системы нормативных документов в области пожарной безопасности с привлечением научного потенциала ВНИИПО МВД России, научных и проектных организаций Госстроя России, нормативно-технических работников территориальных органов ГПС.

С 2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ.

На сегодняшний день Федеральный государственный пожарный надзор МЧС России – это мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров в России, а также реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.

С уважением,

Начальник отделения надзорной деятельности
по городу Красноперекопску и Красноперекопскому району
УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым
Анатолий Будько